Понедельник, 06.05.2024, 20:39

Сайт учителя биологии

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 235
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В САРАТОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

В САРАТОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

ИМЕНИ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО

 

Высокое качество образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности, общества и государства позволяет обеспечить система менеджмента качества в высших учебных заведениях в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 [1].

Согласно статистическим данным Федерального агентства по образованию, в 2008 г. в России насчитывалось 1134 высших учебных заведения [2]. Из них, к 2008 году свыше 50 сертифицировали свои системы качества [5], а в 2010 г. в России имели сертифицированные системы менеджмента качества около 100 вузов.

Учитывая необходимость инновационного развития российской системы образования, в Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского (СГУ) в 2007 году началась разработка системы менеджмента качества. Было создано подразделение, ответственное за внедрение системы менеджмента качества (СМК) и организован коллегиальный орган - Совет по качеству.

С целью описания и стандартизации образовательной и вспомогательной деятельности в СГУ были определены основные и вспомогательные процессы, степень их соответствия требованиям стандарта, разработаны внутренние нормативные документы.

 Второй уровень управления развитием реализован с помощью нормативных документов: миссии СГУ; политики и целей СГУ в области качества; Положения о Совете по качеству и др.

За 2008-2010 гг. создано или переработано свыше 170 нормативных документов – внутренних локальных положений университета и его структурных подразделений.

В структурных подразделениях, входящих в область применения СМК, назначены уполномоченные по качеству, в обязанности которых входят: внедрение СМК в своем подразделении; обеспечение актуализации и хранения документации СМК; сбор информации и анализ выполнения плановых мероприятий, составленных по результатам аудитов СМК; информирование руководителя своего структурного подразделения о нарушении принципов и требований настоящей системы.

 На следующем этапе в Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского в 2008 году был проведен процесс первичной самооценки, целью которой было выявление областей деятельности, в которых возможно улучшение качества путем разработки и осуществления управленческих решений по устранению выявленных проблем  и повышению качества образовательного процесса.

Применяемой моделью явилась модель «Совершенствование деятельности вуза», разработанная специалистами Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (ЛЭТИ) [4].

Комплект методических материалов по самооценке деятельности включал в себя методическую инструкцию, опросные формы и сводные таблицы.

Для проведения самооценки в структурном подразделении Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского - Колледже управления и сервиса СГУ была сформирована группа экспертов из числа разных категорий специалистов: директора колледжа, заместителя директора по учебной работе и штатных преподавателей колледжа.

Мнение администрации колледжа в целом совпадает с мнением преподавателей, но ей существенно выше оцениваются некоторые подкритерии, что можно объяснить недостаточной информированностью персонала.

Как показали исследования (таблица), наивысшую оценку в 2008 г. получили критерии 4 «Ресурсы и партнеры» и 7 «Удовлетворенность персонала» - по 5,47 балла.

Таблица. Сводная таблица результатов самооценки подразделения Колледж управления и сервиса СГУ

№ критерия

Критерии

2008 год

2010 год

1

Лидирующая роль руководителя

5,00

7,27

2

Политика и стратегия

4,08

7,75

3

Менеджмент персонала

4,80

6,93

4

Ресурсы и партнеры

5,47

6,6

5

Менеджмент процессов

4,23

8,05

6

Удовлетворенность потребителей

4,58

7,08

7

Удовлетворенность персонала

5,47

7,07

8

Влияние ОУ на общество

2,90

8,83

9

Результаты деятельности ОУ

5,10

7,70

Среднее значение по всем критериям

 

4,63

7,47

По мнению экспертной группы, слабой стороной в 2008 г. являлась деятельность по направлению «Влияние ОУ на общество» (критерий 8).

Оценку выше 4-х баллов получили критерии 2 «Политика и стратегия», 3 «Менеджмент персонала», 5 «Менеджмент процессов», 6 «Удовлетворенность потребителей», оценку 5 и выше баллов – 1 «Лидирующая роль руководителя», 9 «Результаты деятельности ОУ».

Результаты самооценки послужили основой для выделения недостатков, после устранения которых, система менеджмента качества вуза была введена в действие в полном объеме.

 В мае 2009 года специалистами органа по сертификации СМК была проведена аудиторская проверка структурных подразделений университета. А в июне 2009 года Саратовскому государственному университету был выдан Сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р (ИСО 9001:2008), который обеспечивает высокую конкурентоспособность ВУЗа на рынке образовательных услуг.

Однако разработка и внедрение системы менеджмента качества в вузе еще не означает улучшения самого качества, а сертификация не гарантирует высоких показателей деятельности вуза.

Успешная работа учебного заведения, в современных условиях неосуществима без постоянного совершенствования его деятельности, нацеленной на повышение удовлетворенности потребителей и периодического анализа достигнутого состояния, а также определения приоритетов развития [3].

В самооценке, проводимой в 2010 году, приняли участие те же эксперты. На рис. 1 представлены результаты самооценки СГУ 2010 г. в сравнении с результатами 2008 г.

При подсчете средних результатов по каждому критерию в целом по колледжу достаточно высоко была оценена деятельность СГУ по критериям 5 «Менеджмент процессов» - 8,05 и 8 «Влияние ОУ на общество» - 8,83, хотя при проведении предыдущей самооценки последний критерий имел наименьшее значение.



Рис. 1. Диаграмма средних значений по подразделению СГУ в 2010 г. в сравнении с результатами 2008 г.

Несколько ниже, но достаточно высоко  оценены следующие критерии: критерий 1 «Лидирующая роль руководства» - 7,27, критерий 2 «Политика и стратегия» - 7,75; критерий 6 «Удовлетворенность потребителей» - 7,08; критерий 7 «Удовлетворенность персонала» - 7,07 и критерий 9 «Результаты деятельности ОУ» - 7,65.

Самыми низкими баллами оценены следующие критерии: критерий 3 «Менеджмент персонала» - 6,93 и критерий 4 «Ресурсы и партнеры» - 6,60.

Таким образом, видно, что по сравнению с 2008 годом все критерии имеют тенденцию к увеличению, что связано с устранением недостатков, выявленных в ходе первичной самооценки. Однако улучшение качества не везде одинаковое. Самое значительное увеличение отмечается по критерию 8 «Влияние ОУ на общество» - на 5,93 балла, что связано, по-видимому, с совершенствованием механизмов сбора информации о влиянии ОУ на общество за последние 2 года. Анализируются и документируются основные тенденции, вырабатываются рекомендации для руководства, установлены целевые значения измеряемых показателей, определяющих влияние ОУ на общество. В целом имеющиеся результаты свидетельствуют о положительной тенденции восприятия образовательного учреждения обществом и значимости Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского как образовательно-воспитательной единицы общества на местном, региональном или национальном уровнях.

Менее значительное, но достаточно заметное увеличение отмечается по критерию 5 «Менеджмент процессов» - на 3,82 балла. Такой рост означает, что в СГУ документированы все основные процессы, разработана и внедрена современная система управления документацией и записями, развивается система мониторинга различных процессов, ведется систематическая работа по улучшению деятельности по основным направлениям, совершенствуются основные процессы научно-образовательной деятельности и вспомогательные процессы.

Самое незначительное увеличение отмечено для критерия 4 «Ресурсы и партнеры» - только на 1,13 балла, хотя в 2008 г. этот критерий был оценен достаточно высоко. Переход на следующий уровень возможен при большем развитии системы инвестиций в новые технологии обучения, разработке новых учебников и учебных пособий, а также при внедрении автоматизированной системы информатизации управления ресурсами.

Небольшое  увеличение наблюдается и для критерия 7 «Удовлетворенность персонала» - на 1,6 балла, который в 2008 году также был оценен достаточно высоко. По мнению анкетируемых, определены показатели степени удовлетворенности персонала. Разрабатывается методика оценки его удовлетворенности, включая процедуры сбора и анализа информации и формы анкет. Выборочно проводится сбор информации.

По остальным критериям увеличение составляет от 2,13 до 3,67 баллов.

Результаты самооценки позволяют сформировать планы по устранению выявленных недостатков и улучшению рабочих процессов вуза, а также идентифицировать области деятельности, требующие наибольшего внимания.

По результатам самооценки и анализа названных факторов можно определить следующие приоритетные направления развития СГУ:

Внедрение системы маркетинговых исследований: дальнейшее развитие маркетинговых исследований рынка образовательных услуг и рынка труда; развитие системы социологических исследований выпускников; разработка методологии оценки удовлетворенности работодателей.

Совершенствование форм и методов проведения занятий по основным образовательным программам: совершенствование учебно-методических комплексов и других материалов по читаемым дисциплинам; разработка новых учебников и учебных пособий;

Развитие международного сотрудничества: расширение контактов с зарубежными вузами и другими образовательными учреждениями с целью проведения совместных научных исследований, совместных публикаций, развитие и совершенствование востребованных и признаваемых на международном рынке образовательных программ.

Разработка кадровой политики: обеспечение соответствия качественного уровня профессорско-преподавательского состава аккредитационным требованиям; совершенствование поощрительно-мотивационной системы; совершенствование системы оплаты труда; разработка информационной системы управления персоналом.

Результаты самообследований подразделений и вуза используются для корректировки внутренней политики и системы качества вуза. Созданная в СГУ система менеджмента качества уже сейчас позволяет не только осуществлять контроль, но и обеспечивать целенаправленное управление качеством подготовки специалистов, соответствующее политике в области качества.

 

Литература

1.                ГОСТ Р ИСО 9001:2008 Системы менеджмента качества. Требования. – Ввод. 2009-12-18.

2.                Образование в России – 2008. Статистический бюллетень. — М.: МГУПИ, 2009. — 436 с.

3.                Салимова Т.А., Ахметова Н.Ш. Самооценка как инструмент управления качеством в вузе // Стандарты и качество. 2002. 4. С. 49-51.

4.                Соболев В.С., Степанов С.А., Щербаков А.Ю., Азарьева В.В. Результаты пилотной апробации методики самооценки вуза на базе новой модели СМК. http://www.tqm.spb.ru

5.                Хибакова О. СМК в вузах: и для абитуриента, и для работодателя// Континент Сибирь. – 2007. – 32 с.

Категория: Мои статьи | Добавил: StorozhilovaDA (10.02.2012)
Просмотров: 1383 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]