РАЗВИТИЕ
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
В
САРАТОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
ИМЕНИ
Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО
Высокое качество образования
в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности, общества
и государства позволяет обеспечить система менеджмента качества в высших учебных
заведениях в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 [1].
Согласно статистическим данным
Федерального агентства по образованию, в 2008 г. в России насчитывалось 1134
высших учебных заведения [2]. Из них, к 2008 году свыше 50 сертифицировали свои
системы качества [5], а в 2010 г. в России имели сертифицированные системы
менеджмента качества около 100 вузов.
Учитывая необходимость инновационного
развития российской системы образования, в
Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского (СГУ) в
2007 году началась разработка системы менеджмента качества. Было создано
подразделение, ответственное за внедрение системы менеджмента качества (СМК) и
организован коллегиальный орган - Совет по качеству.
С целью описания и стандартизации
образовательной и вспомогательной деятельности в СГУ были определены основные и
вспомогательные процессы, степень их соответствия требованиям стандарта,
разработаны внутренние нормативные документы.
Второй уровень управления развитием реализован
с помощью нормативных документов: миссии СГУ; политики и целей СГУ в области
качества; Положения о Совете по качеству и др.
За 2008-2010 гг. создано или
переработано свыше 170 нормативных документов – внутренних локальных положений
университета и его структурных подразделений.
В структурных подразделениях, входящих в
область применения СМК, назначены уполномоченные по качеству, в обязанности
которых входят: внедрение СМК в своем подразделении; обеспечение актуализации и
хранения документации СМК; сбор информации и анализ выполнения плановых
мероприятий, составленных по результатам аудитов СМК; информирование
руководителя своего структурного подразделения о нарушении принципов и
требований настоящей системы.
На следующем этапе в Саратовском
государственном университете имени Н.Г. Чернышевского
в 2008 году был проведен процесс первичной самооценки, целью которой было выявление областей деятельности, в которых возможно улучшение
качества путем разработки
и осуществления управленческих решений по устранению выявленных проблем и повышению качества образовательного
процесса.
Применяемой моделью явилась модель «Совершенствование деятельности
вуза», разработанная специалистами Санкт-Петербургского
государственного электротехнического университета (ЛЭТИ) [4].
Комплект
методических материалов по самооценке деятельности включал в себя методическую
инструкцию, опросные формы и сводные таблицы.
Для проведения самооценки в структурном
подразделении Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского
- Колледже управления и сервиса СГУ была сформирована группа экспертов из числа
разных категорий специалистов: директора колледжа, заместителя директора по
учебной работе и штатных преподавателей колледжа.
Мнение администрации колледжа в целом
совпадает с мнением преподавателей, но ей существенно выше оцениваются
некоторые подкритерии, что можно объяснить недостаточной информированностью
персонала.
Как показали исследования (таблица), наивысшую оценку в 2008 г. получили критерии 4 «Ресурсы и партнеры»
и 7 «Удовлетворенность
персонала» - по 5,47 балла.
Таблица. Сводная
таблица результатов самооценки подразделения Колледж управления и сервиса СГУ
№ критерия
|
Критерии
|
2008
год
|
2010
год
|
1
|
Лидирующая
роль руководителя
|
5,00
|
7,27
|
2
|
Политика
и стратегия
|
4,08
|
7,75
|
3
|
Менеджмент
персонала
|
4,80
|
6,93
|
4
|
Ресурсы
и партнеры
|
5,47
|
6,6
|
5
|
Менеджмент
процессов
|
4,23
|
8,05
|
6
|
Удовлетворенность
потребителей
|
4,58
|
7,08
|
7
|
Удовлетворенность
персонала
|
5,47
|
7,07
|
8
|
Влияние
ОУ на общество
|
2,90
|
8,83
|
9
|
Результаты
деятельности ОУ
|
5,10
|
7,70
|
Среднее значение по всем критериям
|
|
4,63
|
7,47
|
По мнению экспертной группы, слабой
стороной в 2008 г. являлась деятельность по направлению «Влияние ОУ на
общество» (критерий 8).
Оценку выше 4-х баллов получили критерии
2 «Политика и стратегия», 3 «Менеджмент персонала», 5 «Менеджмент процессов», 6
«Удовлетворенность потребителей», оценку 5 и выше баллов – 1 «Лидирующая роль
руководителя», 9 «Результаты деятельности ОУ».
Результаты самооценки послужили основой
для выделения недостатков, после устранения которых, система менеджмента
качества вуза была введена в действие в полном объеме.
В мае 2009 года специалистами
органа по сертификации СМК была проведена аудиторская проверка структурных
подразделений университета. А в июне 2009 года Саратовскому государственному
университету был выдан Сертификат соответствия системы менеджмента
качества требованиям ГОСТ Р (ИСО 9001:2008), который обеспечивает высокую
конкурентоспособность ВУЗа на рынке образовательных услуг.
Однако
разработка и внедрение системы менеджмента качества в вузе еще не означает
улучшения самого качества, а сертификация не гарантирует высоких показателей
деятельности вуза.
Успешная работа учебного
заведения, в современных условиях неосуществима без постоянного
совершенствования его деятельности, нацеленной на повышение удовлетворенности
потребителей и периодического анализа достигнутого состояния, а также
определения приоритетов развития [3].
В самооценке, проводимой в 2010 году,
приняли участие те же эксперты. На рис. 1 представлены результаты самооценки
СГУ 2010 г.
в сравнении с результатами 2008
г.
При подсчете средних результатов по
каждому критерию в целом по колледжу достаточно высоко была оценена
деятельность СГУ по критериям 5 «Менеджмент процессов» - 8,05 и 8 «Влияние ОУ
на общество» - 8,83, хотя при проведении предыдущей самооценки последний
критерий имел наименьшее значение.
Рис.
1. Диаграмма средних значений по подразделению СГУ в 2010 г.
в сравнении с результатами 2008 г.
Несколько ниже, но достаточно
высоко оценены следующие критерии:
критерий 1 «Лидирующая роль руководства» - 7,27, критерий 2 «Политика и
стратегия» - 7,75; критерий 6 «Удовлетворенность потребителей» - 7,08; критерий
7 «Удовлетворенность персонала» - 7,07 и критерий 9 «Результаты деятельности
ОУ» - 7,65.
Самыми низкими баллами оценены следующие
критерии: критерий 3 «Менеджмент персонала» - 6,93 и критерий 4 «Ресурсы и
партнеры» - 6,60.
Таким образом,
видно,
что по сравнению с 2008 годом все критерии имеют тенденцию к увеличению, что
связано с устранением недостатков, выявленных в ходе первичной самооценки.
Однако улучшение качества не везде одинаковое. Самое значительное увеличение
отмечается по критерию 8 «Влияние ОУ на общество» - на 5,93 балла, что связано,
по-видимому, с совершенствованием механизмов сбора информации о влиянии ОУ на
общество за последние 2 года. Анализируются и документируются основные
тенденции, вырабатываются рекомендации для руководства, установлены целевые
значения измеряемых показателей, определяющих влияние ОУ на общество. В целом
имеющиеся результаты свидетельствуют о положительной тенденции восприятия
образовательного учреждения обществом и значимости Саратовского
государственного университета имени Н.Г. Чернышевского как образовательно-воспитательной
единицы общества на местном, региональном или национальном уровнях.
Менее значительное, но достаточно
заметное увеличение отмечается по критерию 5 «Менеджмент процессов» - на 3,82
балла. Такой рост означает, что в СГУ документированы все основные процессы,
разработана и внедрена современная система управления документацией и записями,
развивается система мониторинга различных процессов, ведется систематическая
работа по улучшению деятельности по основным направлениям, совершенствуются
основные процессы научно-образовательной деятельности и вспомогательные
процессы.
Самое незначительное увеличение отмечено
для критерия 4 «Ресурсы и партнеры» - только на 1,13 балла, хотя в 2008 г. этот критерий был
оценен достаточно высоко. Переход на следующий уровень возможен при большем
развитии системы инвестиций в новые технологии обучения, разработке новых
учебников и учебных пособий, а также при внедрении автоматизированной системы
информатизации управления ресурсами.
Небольшое увеличение наблюдается и для критерия 7
«Удовлетворенность персонала» - на 1,6 балла, который в 2008 году также был
оценен достаточно высоко. По мнению анкетируемых, определены показатели степени
удовлетворенности персонала. Разрабатывается методика оценки его удовлетворенности,
включая процедуры сбора и анализа информации и формы анкет. Выборочно
проводится сбор информации.
По остальным критериям увеличение
составляет от 2,13 до 3,67 баллов.
Результаты самооценки позволяют
сформировать планы по устранению выявленных недостатков и улучшению рабочих
процессов вуза, а также идентифицировать области деятельности, требующие
наибольшего внимания.
По результатам самооценки и анализа названных факторов
можно определить следующие приоритетные направления развития СГУ:
Внедрение системы маркетинговых
исследований: дальнейшее
развитие маркетинговых исследований рынка образовательных услуг и рынка труда;
развитие системы социологических исследований выпускников; разработка
методологии оценки удовлетворенности работодателей.
Совершенствование форм и методов
проведения занятий по основным образовательным программам: совершенствование учебно-методических
комплексов и других материалов по читаемым дисциплинам; разработка новых
учебников и учебных пособий;
Развитие международного сотрудничества:
расширение
контактов с зарубежными вузами и другими образовательными учреждениями с целью
проведения совместных научных исследований, совместных публикаций, развитие и
совершенствование востребованных и признаваемых на международном рынке образовательных
программ.
Разработка кадровой политики: обеспечение соответствия
качественного уровня профессорско-преподавательского состава аккредитационным
требованиям; совершенствование поощрительно-мотивационной системы;
совершенствование системы оплаты труда; разработка информационной системы
управления персоналом.
Результаты самообследований
подразделений и вуза используются для корректировки внутренней политики и
системы качества вуза. Созданная в СГУ система менеджмента качества уже сейчас
позволяет не только осуществлять контроль, но и обеспечивать целенаправленное
управление качеством подготовки специалистов, соответствующее политике в
области качества.
Литература
1.
ГОСТ Р ИСО 9001:2008 Системы менеджмента
качества. Требования. – Ввод. 2009-12-18.
2.
Образование в России – 2008. Статистический
бюллетень. — М.: МГУПИ, 2009. — 436 с.
3.
Салимова Т.А.,
Ахметова Н.Ш. Самооценка как инструмент управления
качеством в вузе // Стандарты и качество. 2002. 4. С. 49-51.
4.
Соболев В.С., Степанов С.А.,
Щербаков А.Ю., Азарьева В.В. Результаты пилотной апробации методики самооценки вуза
на базе новой модели СМК. http://www.tqm.spb.ru
5.
Хибакова О. СМК в вузах:
и для абитуриента, и для работодателя// Континент Сибирь. –
2007. – 32 с.
|